Иерархия в религиях

в начало  предыдущее  следующее

Иерархия в христианстве (см. )

Иерархия Ангелов в христианстве. (см. )

 

В Исламе нет церковной иерархии. “Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству" (Сахих Бухари). Право отпускать грехи принадлежит только Всевышнему. Сами пророки не учили иерархии среди веруюших, даже наоборот они призывали к ликвидации всякой сословности и к равенству всех людей перед Богом. Отличие может быть только в степени учености людей (т.е. в знаниях). Муфтий, Шейх, кадий, улем - это понятия степени ученности, типа «профессор» или «академик». Т.е. института священничества в Исламе нет. В хадисах однозначно говорится только о Пророке, Сподвижниках и Алимах. Алим это не священник, а учёный. Его статус такой же, как и у профессора или академика.

Муфтий – человек, который имеет знания об Исламе, ученую степень, поясняет религиозные вопросы касательно применения шариата, религии.
Имам - есть несколько значений:  1.Титул верховного правителя у мусульман, опять же выбирается по знаниям (получивший богословское образование ), набожности и т.д. 2.Настоятель мечети, руководящий богослужением, коллективной молитвой (в основном назначается муфтием, так же может быть любой мусульманин по Выбору верующих).
Кадий - религиозный судья, осуществляющий судопроизводство на основе шариата.
Улем - ученый.
Отличия только в знаниях. Набожность и приближенность к Господу известна только  Всевышнему. Самый обычный мясник, может быть по набожности и приближенности к Господу сравниться даже с сподвижниками пророка.

В иудаизме нет иерархии духовных санов.  Раввин – это чисто функциональная позиция человека, который является знатоком еврейского закона и еврейской философии. Иудаизм смотрит на раввина как на «духовного доктора». Он не является посредником между человеком и Богом и не находится ближе к Богу, чем остальные люди. Врач – это человек, который изучил строение тела человека, и благодаря этому может помочь тем, кто того не знает; также и раввин, изучив духовное устройство человека, может помочь другим в этой области. Для евреев раввин – не больше, чем учитель, и каждый еврей (включая самих раввинов) должен устанавливать свою связь с Богом сам.

В буддизме отсутствует единая церковная иерархия. В каждой религиозно-философской школе почитают основателей и прямых учеников, как правило «перерождающихся», по представлениям адептов, в следующих поколениях. Наиболее почитае­мыми иерархами в буддийском мире являются Далай-ла­ма, считающийся воплощением Бодхисаттвы Авалоките-швары, и Панчен-лама — воплощение Будды Амитабхи. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. - Северной Америки, Европы, России.

  Буддийская община (сангха) – объединение монахов или монахинь, принадлежащих к какой-либо школе, направлению буддизма или монастырю и формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Членом общины может стать каждый, независимо от пола,  национальности, цвета кожи, социального положения.  Монахи, как правило, не являются  священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами.

  Среди лам существует иерархия, что не свойственно классическому буддизму. Во главе стоят далай-лама, панчен-лама, небольшая группа настоятелей крупных монастырей и ближайших помощников далай-ламы и панчен-ламы. Следующая ступень — полные ламы - гэлуны, затем посвященные в первую степень ламства - гэцулы, еще ниже - послушники, а затем ламы, занимающиеся магией и врачеванием, на которых не распространялся обет безбрачия. Кроме того, в каждом монастыре своя внутренняя иерархия лам во главе с настоятелем.