Теургия

в начало  предыдущее  следующее

Теургия - "божественная работа".

Теурги́я (др.-греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») — направление эзотерического христианства, «магическое искусство» достижения богоподобного состояния, совершаемое посредством инвокации или эвокации одного или нескольких богов, с целью воссоединения с Божественным, достижения Гнозиса и возвышения теурга. Также, теургия — это «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых церемониалов. Зародилось в рамках неоплатонизма, развито у Ямвлиха. В Средние века, и затем в Новое время была разработана теория и практика эзотерической христианской теургии. Наибольшее распространение теория и практика христианской теургии получила среди розенкрейцеров, и впоследствии окончательно оформлена в целостную систему Мартинесом де Паскуалли как центральная доктрина его Ордена Избранных Коэнов.

Теурги́я в неоплатонизме – означает «божественную работу». В позднем Неоплатонизме Духовная Вселенная представлена в качестве последовательностей эманаций от Единого. От Единого был эманирован Божественный Ум (Нус), и Божественный Ум, в свою очередь, эманировал Душу Мира (Психе).  Неоплатоники настаивали, что Единый абсолютно трансцендентен, и в эманациях ничто из высшего не было потеряно, и не было передано к нижнему, который оставался неизменным при помощи более низких эманаций.

Теурги́я в российской философии -  Бердяев: «Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество.»

Теурги́я в эзотерическом христианстве - представляет собой практику направленную на попытку получения знания и сообщения человека с его Высшим я, или внутренней Божественной частью, чтобы он мог получить Духовные истины и Мудрость от Бога, что невозможно перенять от другого человека (См. Алхимия, Каббала и Теософия). Если последователь эзотерического христианства, или Розенкрейцер, или Теософ практикует Теургию, то он или она считается Магом, или Адептом, если только возвышается посредством Теургии до достаточной степени, чтобы удостоиться такого названия. Некоторые организации  утверждают, что преподают вид Теургии, который позволит каждому возвыситься духовно, так же, как и понять истинную природу человека и его отношения к Божественному и Вселенной, и что при этом соблюдаются древние предписания; однако, как известно, в древности, впрочем как и в Средние века, и в Новое время Теурги пребывали в уединении и искали одного лишь Божественного Света через Ритуальное и внутреннее уравновешивание.

Теургия в еврейских учениях - средневековая еврейская традиция Каббалы развила идею о том, что Вселенная представляет собой последовательность эманаций из Божественного, представленными аллегорически как десять Сефирот. Бог создал мир при помощи Сефирот, изливая божественный Свет в творение через эти «сосуды», которые также обладают в некоторой степени индивидуальными свойствами.  Высшая Сфира — «Кетер» содержит наиболее чистый Божественный Свет, и практически не доступна для человечества. Низшая Сфира, «Малхут», все ещё выше, чем материя сама по себе (согласно некоторым каббалистам). Малхут считается тем аспектом Бога, который может быть воспринят в материальном мире.  Этот аспект также известен как Шехина. Для каббалиста Бог — исключительно Един, а не отдельные «боги».  Каббала не приемлет многобожия, настаивая на том, что Сефирот не нужно молиться, но лучше на них  медитировать и переживать их качества как манифестации воздействия Бога на мир. На схеме Древа Жизни они представлены организованными в трёх колоннах. Медитируя на Сефирот и молясь об их объединении, каббалист преследует Теургическую цель исцеления раздробленного мира. Каббалистические Сефирот таковы: Кетер (Корона), Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Хесед (Милосердие), Г'вура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Победа), Ход (Великолепие), Йесод (Основание) и Малхут (Царство или Владычество).

Теурги́я в других учениях - характеризуется как «ритуализированная космогония», которая наделяет воплощенные души Божественной ответственностью создания и сохранения космоса. Теургия — это ряд ритуалов и операций, чьей целью является восстановление трансцендентальной сущности с помощью повторного прохождения Божественных «сигнатур» сквозь слои бытия. Работа Теурга проходит по правилу «подобное к подобному»: на материальном плане с помощью физических символов и магии; на более высоком уровне — с ментальными и чисто духовными практиками и мистицизмом. Начиная с нахождения Божественного в материи, Теург в конечном счете достигает уровня, где внутренняя Божественная часть души объединяется с Богом.

Теургия - как практика Синтеза. Теургический процесс.