Тотем

в начало  предыдущее  следующее

Тотеми́зм (Вики) — некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

Тотем - В научном смысле класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы,  которому та или другая социальная группа, род, племя, или каждый отдельный пол внутри группы  (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) оказывают специальное поклонение. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.

Типы тотемов: В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений. Например, североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); в Гане тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. У австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

Генезис тотемизма кроется не в одной какой-либо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника — своеобразного мировоззрения первобытного человека. Главнейшие из них:

1) Родовой культ. У многих первобытных племён существует вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных. Эти сородичи, превратившиеся в божества, становятся покровителями своего рода и, следовательно, объектом родового культа.

2) Другая коренная причина тотемизма — партеногенезис. Вера в возможность зачатия от животного,  растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы — весьма обыкновенное явление.  Объясняется оно антропоморфированием природы, верой в реальность сновидений, в частности  эротических, с действующими лицами в виде растений и животных, и, наконец, крайне смутным представлением о процессе зарождения (во всей центральной Австралии, например, существует убеждение, что зачатие происходит от вселения в тело женщины духа предка). Некоторые реальные факты, как рождение уродов в глазах первобытного человека служат достаточным доказательством зачатия от нечеловеческого существа.