Честь

в начало  предыдущее  следующее

Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Вникая в это понятие, нельзя не заметить, что воинская Честь представляет собой явление крайне сложное, чем, конечно, и объясняется его неуловимость. Она, несомненно, присуща войску и составляет его характерную черту во все эпохи человеческого существования. Понятию воинской Чести в разные эпохи сообщалось различное содержание, но оно неизменно заключает в себе нечто отличное от понятия Ч. вообще. Понятие Честь не есть понятие правовое. Оно коренится исключительно в нравственном самосознании и, не имея формального основания, представляется столь же относительным, как и принципы нравственности. Но оно не есть и нравственный принцип, по крайней мере, в существенной своей части оно не совпадает с этикой. Понятие Чести распадается на понятие личной Чести и коллективной. Если с точки зрения личной Чести «честное» тождественно с «нравственным» — и то, впрочем, не всегда, — то с точки зрения чести коллективной или корпоративной соотношение получается иное: «честное» может быть в нравственном смысле безразличным, может даже оказаться и прямо безнравственным. Между тем, каждая социальная группа всегда имеет свою особую корпоративную Честь, которая служит связующим началом для её членов и потому является одним из условий самого существования данной группы, выражая степень сплоченности её членов в одно целое. Воинская Честь есть честь корпоративная и уже в силу того отлична от Чести вообще. Но она отлична, по содержанию, и от Чести других социальных единиц, поскольку войско представляет собой единицу своеобразную. Сущность войны есть бой, и все, что составляет «бой» с врагом, есть «честное» для воина: в этом его Честь; наоборот, что выражает уклонение от боя, хотя бы из чувства сострадания или человеколюбия — «нечестно». Наряду с чувством личного самолюбия, в основе понятия воинской Чести лежит чувство коллективного самолюбия, развивающегося всегда при совместной деятельности и составляющего существенный фактор коллективной жизни. Но так как войско представляет собой колоссальную, по размерам, единицу, то на основе коллективного самолюбия развивается понятие корпоративной чести не всего войска, как единого целого, а Ч. отдельных войсковых административных или тактических единиц — Честь полка, батареи, роты.