Священство (рукоположение)

в начало  предыдущее  следующее

Свяще́нство, рукоположе́ние или хирото́ни́я (греч. χειροτονία) — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения во всех исторических церквах отличаются несущественно. В то время как в протестантских организациях отрицается учение об апостольском преемстве и священство, в понимании исторических церквей. Во всех исторических церквах правом совершения рукоположения обладает только епископ.

В Православной церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем — пресвитер (священник, иерей) и высшая — епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Перед рукоположением ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ли ставленник принять священный сан.

В современной Православной церкви все священнослужители обычно бывают либо монахами — чёрное духовенство, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком — белое духовенство.

В Католической церкви, как и в Православной существует три степени священства — диакон, священник и епископ. Правом совершения таинства священства для всех трёх ступеней обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук другими епископами на кандидата и молитва призывания Святого Духа. Перед совершением таинства рукоположённый простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.

В протестантском богословии рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр.2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Ввиду достаточного расхождения внешней обрядовости, в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. Различаются должности епископа, пастора и пресвитера. Во многих случаях должности пресвитера и пастора носят общие или, по крайней мере, схожие функции (например, должность пресвитера в баптистской церкви примерно равна должности пастора в пятидесятничестве или лютеранстве), епископ же является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.